Закон об аккредитации потребовал к себе пристального внимания законотворцев

Наконец-то в России стали действовать новые правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Эту отрасль регулирует базовый нормативный документ — ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Но для того чтобы он заработал в полную силу, экспертам пришлось немало потрудиться. Был разработан целый пакет подзаконных актов. Руководитель Федеральной службы по аккредитации рассказал в интервью «РГБ», какие задачи им предстояло решить за довольно короткий срок, чтобы закон об аккредитации заработал в полную силу.

Всего за полгода (с момента принятия закона и до вступления его в силу) нужно было принять множество подзаконных актов, чтобы закон заработал. Кроме того, нужно было сделать так, чтобы все нормативные акты соответствовали международным стандартам. Закон обязан был пройти серьёзное обсуждение в экспертном сообществе, и на основе полученных замечаний должны были разработать документ, благодаря которому организациям можно было пройти аккредитацию безо всяких проволочек. За первое полугодие 2014 года был разработан и принят законопроект-спутник, который изменил свыше десятка федеральных законов и привёл их в соответствии с новыми законами. Кроме того, было изменено 25 приказов Минэкономразвития и Росааредитации и 12 постановлений Правительства, а это довольно объёмная работа. К тому же все изменения претворялись в жизнь только после бурного обсуждения на публичных интернет-площадках и привлечения к обсуждению насущных вопросов экспертов и бизнес-ассоциаций. Это позволило повысить качество принимаемых документов и скоординировать позицию Минэкономразвития и Росаккредитации. Впоследствии все документы проходили проверку у европейских экспертов, тем самым полностью была исключена возможность принятия документа, который бы не соответствовал европейским стандартам. Несмотря на такую большую работу, почти все документы были приняты в срок. Лишь только некоторые документы были приняты позже положенного срока, но детальная проработка позволила решить все острые вопросы. К тому же в соответствии с Техрегламентом переходный период вступления в силу всех положений будет длиться до 1 января 2015 года. Создатели закона надеются, что им удастся к этому сроку создать совершенный документ, который все так долго ожидают.

При детальной разработке документа было создано около 40 подзаконных актов, но самые ключевые из них три. Именно они отвечают на три важнейших вопроса, которые возникают у заявителя. В частности, каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить доступ на рынок оценки соответствия, сколько будет стоить данная процедура и как нужно проводить отбор людей, которые будут на практике оценивать соответствие заявленным требованиям.

Один из трёх главных документов — приказ минэкономразвития N 287, устанавливающий методику отбора экспертов по аккредитации. Второй документ включает в себя критерии аккредитации, которые установлены приказом минэкономразвития N 326. А в документе N 653 закреплена методика расчёта платы, взимаемой с заявителя при прохождении аккредитации. Во всех трёх документах достаточно подробно расписаны процедуры и критерии отбора. В приказе № 326 есть нормы, при помощи которых можно приметить требования международных стандартов линейки 17000. Приказ № 287 характеризуется абсолютной прозрачностью. В нём расписан алгоритм, который позволяет узнать, почему был выбран тот или иной эксперт. При отборе также учитывается и регион проживания эксперта, и его занятость – все это позволяет сделать равномерной нагрузку на экспертов. Соответственно и аккредитация будет проходить в плановом порядке, а это значит, что аккредитованная организация сможет приступить к работе в чётко назначенное время. Примечательно, что в постановлении № 653 не делается различий между порядком ценообразования между госорганами и частными организациями. Все деньги, которые экспертная организация получает сверх положенной нормы, возвращаются заявителю в полном объёме.

Была проведена разъяснительная работа по новым документам Росаккредитацией. На Всероссийском съезде экспертов по аккредитации были освещены самые важные моменты нового документа. Также была организована интернет-конференция, посвящённая данной тематике, в которой участвовали до полутора тысяч человек из 35 регионов, на местах была проведена работа по разъяснению положений нового закона. Например, в Приволжском федеральном округе состоялось 14 семинаров, и в них приняли участие в общей сложности до тысячи представителей органов по сертификации, которые имеют право выдавать предприятиям сертификат соответствия. Работа в этом ключе ведётся и сейчас, закон проходит «обкатку», а это значит, что определённые трудности возникают, причём для обеих сторон. Но планируется проводить конференции в федеральных округах, где будут разъяснять различные особенности, которые покажет  практика внедрения новой нормативной базы.

Одна из основных целей реформы системы аккредитации – получение международного признания. Все необходимые нормативные предпосылки для этого созданы, так что с решением этой задачи мы должны справиться. Все замечания, которые возникли при прохождении экспертизы, в том числе и у международных специалистов, были учтены. Конечно, мы понимаем, что для международного признания важно не только наличие законодательной базы, отвечающей всем международным требованиям, но и реальная работа всех механизмов, которые заложены в новом законе. И это та задача, которую мы обязаны решить в ближайшем будущем.

Естественно, что есть отличия практики зарубежных стран и нашей системы аккредитации. Например, в силу ряда особенностей нормативной базы в сфере государственных услуг и большого количества экспертов был закреплён статус экспертных организаций. Есть особенности в полномочиях аккредитующего органа. Аккредитованные организации вносятся в реестр Таможенного союза Единым национальным органом по аккредитации. За рубежом данные функции поделены между различными органами. Кроме того, Росаккредитация наделена полномочиями по контролю. Эта функция у данного органа во многих странах отсутствует, а ведь при её помощи можно оперативно и действенно влиять на недобросовестных участниках рынка. 

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники