Техническое регулирование в России — развитие и перспективы

Развитие промышленных отраслей страны во многом зависит от состояния технического законодательства. Современные условия предполагают применение новых стандартов, заниматься разработкой которых госведомства и бизнес должны сообща.

 Техническое законодательство в разрезе.

Российская стандартизация переживает переходный период от стандартов, действующих ещё в советские времена к европейскому / мировому уровню. Эксперты отмечают, что постепенно обновляется фонд стандартов, действующих на межгосударственном уровне. На территории Таможенного союза уже действуют 24 технических регламента, ещё 10 приняты, но пока не вступили в законную силу.

Изменился ориентир – все больше участия при разработке технической документации принимает бизнес-сообщество, отраслевая промышленность. При этом работы по стандартизации в равных долях финансируются как государством, так и предпринимателями. Объем выделяемых средств на стандартизацию за период с 2003 – 2014гг. увеличился с 8,5 миллионов рублей до 1,5 миллиардов. За 2013г. на территории нашей страны принято 2300 стандартов, которые на 47% соответствуют международным нормам. Большую работу в этом направлении проводит строительное сообщество. На строительные стандарты НОСТРОЙ ежегодно выделяет более 100 миллионов рублей. Не жалеет денег на разработку стандартов и трубная промышленность – затраты отрасли за последние несколько лет превысили 1 миллион долларов. Результат – большая часть «трубных стандартов» обновлена и гармонизирована с документами международного уровня.

ГОСТы – добровольно или обязательно?

Правоприменительная практика нашей страны предполагает добровольное исполнение ГОСТов. Это значит, что решение о том оформлять сертификат соответствия ГОСТ Р или нет, принимается поставщиком, производителем самостоятельно. В перечне исключений — стандарты на оборонную продукцию и другие товары, на которые пока не разработаны технические регламенты, их исполнять нужно обязательно.

Подобная практика – добровольное исполнение стандартов – характерна и для других стран. Существенным отличием является то, что в мировой практике применяется так называемый механизм ссылок, когда в законодательных документах ссылаются на конкретные стандарты. Это позволяет гарантировать безопасность продукции, которая поставляется на рынок. В России этот механизм пока отсутствует, как и отсутствует фактически ответственность за неисполнение требований, прописанных в стандартах. Госнадзор над рынком обращения продукции также неэффективен.

Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя РСПП по техрегулированию, отметил, что при отсутствии «четкого, отлаженного контроля» за исполнением нормативных документов, эффективного надзора, все техрегламенты, стандарты, процессы сертификации товара не будут восприниматься надлежащим образом. Подкрепил свои слова эксперт  примерами. Он отметил, что в основе 80% реализуемых товаров лежат технические условия, в которых должны быть определены требования к товарам, не попадающим под действие регламентов и ГОСТов. Однако на деле «найти эти документы» весьма проблематично, ведь разработка  технических условий дело затратное и по времени, и по деньгам.

Эксперт уверен, что добросовестный бизнес невозможен без надлежащего надзора. Роспотребнадзор, подводя итоги 2012г., определил, что 10% годового объема молочных продуктов поддельные. В 48% случаев сведения, указанные на этикетке, не соответствуют действительности. Задача бизнеса – внедрение стандартов качества продуктов как добровольных, так и обязательных. Самоконтроль в области качества также является важным, если речь идет о  безопасности и качестве реализуемых товаров.

Стандартизация за рубежом

США: более 10000 обязательных стандартов, перечень которых утверждается ежегодно. Разработкой занимаются более 600 организаций.

Китай: 24 946 национальных стандарта, обязательными являются 3177. Разработка стандартов – это дело технических комитетов. Далее  подготовленные документы проходят экспертизу. Утверждает их в КНР Государственный комитет по стандартизации. Характер документа – является он обязательным или добровольным – определяется исходя из положений закона о стандартизации.

Франция – 300 обязательных стандартов + действующие европейские директивы.

 Техническое регулирование в России

Закон о стандартизации на территории нашей страны прекратил своё действие с 2003г. После почти 12 летнего отсутствия документа эксперты пришли к выводу, что такой закон должен быть. Наличие этого нормативного акта позволит создать работающую систему техрегулирования в России и обеспечить безопасность реализуемой на рынке продукции. Новая версия  закона о стандартизации уже согласована и одобрена профильными ведомствами. Сейчас дело за Правительством РФ, на рассмотрении у которого и находится документ. Главная новация законопроекта – возможность ссылаться в нормативных документах на ГОСТы. Это мировая практика. Внедрение новации в российских условиях позволит упростить систему техрегулирования. Кроме этого законопроект предусматривает введение ответственности за несоблюдение ГОСТа, если производителем был оформлен сертификат, подтверждающий его согласие работать в соответствии с принятым стандартом.

 

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники