Российскому потребителю не хватает качественных товаров и услуг. Как изменить ситуацию?

Реформирование сферы технического регулирования продолжается более 10 лет. Однако решить внутренние проблемы пока не удалось. Можно ли изменить ситуацию, обезопасив потребителя от некачественных товаров? И главное, можно ли улучшить качество реализуемой продукции? Важные вопросы прозвучали в ходе круглого стола под общим названием «Повышение качества жизни: стандартизация и техническое регулирование как инструменты общества и государства», организованного Комиссией Общественной палаты РФ 30 июня 2014 года.

Союз потребителей констатирует – 83% российских граждан уже имели опыт приобретения товаров и услуг ненадлежащего качества. Поэтому вопросы продовольственной безопасности, вопросы борьбы с фальсифицированным товаром и контрафактом сегодня очень актуальны. Помочь решить проблему можно только одним путем – установив строгую систему государственного контроля. В этом уверен Владимир Слепак, возглавляющий Комиссию Общественной Палаты РФ по соцподдержке и качеству жизни.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что сделать контроль над качеством продукции более эффективным можно будет после принятия нового закона «О стандартизации», проект которого был внесен в Госдуму РФ 26.06.2014. Принятие этого законодательного документа, по мнению Андрея Абрамова, заместителя руководителя Росстандарта, позволит не только развить национальную систему стандартизации, но и создать условия для распространения стандартов в производственной сфере, снизить торговые барьеры. Кроме этого, малый и средний бизнес смогут принимать непосредственное участие в создании стандартов. Немаловажное значение имеет и гармонизация отечественных стандартов с лучшими мировыми аналогами – МЭК, ИСО.

По мнению Владимира Слепака, принятие закона о стандартизации не решит проблему некачественной продукции. Чтобы предпринимать конкретные действия нужно изменять всю нормативно-правовую базу в сфере стандартизации и техрегулирования. Эксперт считает, что за поддельный сертификат соответствия нарушитель должен быть наказан самым строгим образом, если его продукция или услуга несут угрозу здоровью потребителя. Это нарушение должно быть причислено к тягчайшим преступлениям против людей. К сожалению, ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)…» не применим в социальной и детской сфере, так как  документ запрещает проводить проверку предприятий, компаний чаще одно раза в три года.

Игорь Коровкин, член Общественной Палаты РФ, также отметил важность стандартизации в современных условиях. Он рассказал, что подтверждение соответствия продукции на добровольной основе, по итогам которой выдается добровольный сертификат, в нашей стране практически отсутствует. На мировом уровне именно добровольная сертификация ассоциируется с качеством.

Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, обратила внимание участников круглого стола на стандарт ИСО 26 000, который действует с 2010 года. Сертификат ИСО при внедрении этого стандарта в отличие от ISO 9001 или ISO 14001 предприятиям не выдается ИСО 26 000 — это скорее руководство, позволяющее любой компании организовать свою деятельность социально ответственным образом. Для решения проблемы качества товаров эксперт предложила ввести категорию социально ориентированных брендов, указав на то, что 38% российских граждан готовы поддержать эту идею и даже платить больше за товары из указанной категории.

 

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники