Неужели скоро в России легализируют «серый» импорт автомобилей?

Федеральная антимонопольная служба на официальном портале разместила законопроект, в котором обнародовала планы легализовать «параллельный» импорт запасных частей к автомобилям и самолётам. Предложение это вполне законно, так там присутствует оговорка, что запчасти должны быть изготовлены по лицензии правообладателя.

Предложение это своевременное. Одно «но» – сделать это нужно было ещё вчера. Дело в том, что в настоящее время в России иногда видишь печальную картину — самолёты подолгу стоят в ожидании нужной детали. При этом большая часть деталей, произведённых даже в России, приобретает статус контрафакта. Та же самая ситуация и с автомобилями. Те автомобилисты, которые не хотят слететь с гарантии, могут даже месяцами ждать свои автомобили из ремонта. Конечно же, кому неважно, какую деталь им поставят – новую от производителя или же точно такую же качественную и новую, в фирменный сервис не пойдут. Они едут туда, где им такую же точно деталь поставят быстро и гораздо дешевле.

Почему в России сложилась такая ситуация? Всё дело в том, что сегодня нельзя ввозить и использовать товар, который имеет товарный знак, без разрешения правообладателя. И неважно, есть ли у производителя лицензия на производство этого товара. То есть даже товар, произведённый в России по лицензии, становится контрафактным в соответствии с действующим законом. Вот такой получается парадокс. Лицензия есть, производить можно, а продавать нельзя.

Эксперты наконец-то забили тревогу. Ведь такая ситуация ведёт к ограничению конкуренции между продавцами товара, который маркирован товарным знаком правообладателя. Соответственно такой товар дорожает, а это не выгодно в конечном счёте потребителю. Производители же также страдают от этого. Они из-за несовершенства законодательства в результате имеют небольшой выбор оборудования и материалов официальных компаний, да и выбор по ценовым предложениям у них оказывается небольшой. Они также месяцами могут ждать нужные детали, а простой автоматически ведёт к удорожанию товара. В общем, пробел в законе не устраивает никого.

Федеральная антимонопольная служба наконец-то решила устранить этот недочёт в законодательстве и предложила внести поправки в четвёртую часть Гражданского кодекса. Оказалась, что ларчик открывается очень просто – нужно только исключить из одной статьи Гражданского кодекса фразу «на территории Российской Федерации». ФАС предложила также принять меры, которые помогут защитить инвесторов. А конкретно было предложено изъять из установленного международного принципа исчерпания прав для правообладателей, совершивших действия по локализации производства аналогичных товаров на территории России в порядке, который установит кабинет министров.

В результате принятых мер наконец  «серые», но такие же качественные детали смогут ставить и в официальных сервисах. Правда, ждать придётся достаточно долго. Поправки к закону ожидается ввести в действие с 1 января 2020 года. Но все же для отдельных категорий товаров планируется ввести этот закон гораздо раньше. Какие это будут товары, решит правительство.

Правообладатель будет иметь право ограничивать или запрещать ввоз в Россию тех деталей, которые он продаёт в других странах. Но при условии, что это производство налажено в России. Безусловно, такие меры повысят конкуренцию среди поставщиков деталей, а,  следовательно, цены на продукцию будут снижаться, да и контрафакта будет гораздо меньше. Очень хотелось бы, чтобы это наступило как можно скорее. ФАС, правда, рассказала «РГ», что уже наблюдается тенденция к снижению цены. Но, видимо, она видна только ФАС, так как простые потребители это на себе не особо ощущают. 

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники